Григорий Асмолов (pustovek) wrote,
Григорий Асмолов
pustovek

Categories:

Господин системный администратор: Эдвард Сноуден и теория сложности.

citizenfour-film-review-the-snowden-revelations-as-they-happened
«Citizenfour» (https://citizenfourfilm.com/)  - фильм, рассказывающий историю Эдварда Сноудена можно назвать документальным триллером. Достаточно необычно, чтобы фильм такого жанра до такой степени завораживал и держал в постоянном напряжение. В маленькой полной клаустрофобии комнатке гостиницы в Гонконге разыгрывается драма, последствия которой изменят весь мир. Редко видишь как бесконечная цепная реакция начинается из очень конкретного закрытого пространства, и как те кто стоят у истока цепочки наблюдают за тем как она раскручивается. Фильм подкупает обыденностью это интеракции. Еще никому не известный Сноуден рассказывает журналистам кто он, и начинает потихоньку открывать вершину айсберга раскрываемого им океана информации. А заодно совершает короткий ликбез по информационной безопасности, или скорее по информационной уязвимости для широкого круга зрителей.

По сути, действие разыгрывается в двух пространствах. С одной стороны это история журналистского расследования. С другой, история самого Сноудена.  Второе, конечно, намного интереснее. Мы видим на экране человека, который полностью отказывается от своего прошлого и не знает что его ждет. Словно в античной трагедии, над героем нависает злой рок, катастрофа и по правилам жанра он должен поплатиться за свои поступки, как Прометей восставший против произвола богов и оказавшийся прикованный к скале. Подобное ощущение нависшего рока делает значимыми любые детали будь то борьба Сноудена с укладкой прически или подходы к окну, которые проводят границу между внешним сломанным миром, и пространством где герой пытается этот мир починить. При этом сам Сноуден постоянно подчеркивает, что главное для него - это не закрыть интересом к своей персоне суть того, что он делает.
2_citizenfour
При этом журналисты для него не только посредники для передачи информации, а прежде всего эксперты в области того что и как должно быть донесено до публики: ”Я мог бы это выложить сам, но я не знаю как это правильно сделать. Вам принимать решение что и как публиковать.”
Фильм создает ощущение петли, которая затягивается вокруг гостиничного номера. Успеет ли герой выполнить свою миссию до того как мышеловка захлопнется? С этой точки зрения катарсисом документальной картины является момент когда миссия выполнена,  мир исправлен и фокус переключается с миссии героя на его судьбу. На первый план выходят тревога и обреченность, готовность героя принести себя в жертву. Добровольный отказ от работы, семьи, девушки, прошлого и будущего. Пожалуй только, то что портит трагедию - это ее относительно счастливый конец, когда герой воссоединяется с возлюбленной в некой семейной идиллии. Казалось бы фильм должен закончится сценой Сноудена прикованного к скале, и орла клюющего его в печень, ан нет....
141020_r25652-1200
Возможно именно это заставляет отнестись критически к дискурсу греческой трагедии в истории Сноудена. Возникает двойственное ощущение. С одной стороны трагедия захватывает, а с другой создается ощущение что что-то не так. Законы античной драмы не работают. То что должно быть трагедией превращается в голливудскую историю. И этот диссонанс в фильме пожалуй наиболее интересен.
«Сitizenfour» позволяет идентифицировать ключевой вопрос в истории утечки документов – является ли Сноуден продуктом системы или ее врагом. С одной стороны налицо история противостояния системы и индивида. Однако Сноуден выращен этой системой, и аргументируя свои поступки и объясняя свой действия он апеллирует именно к системным ценностям. Его задача не разрушить систему (и этим он отличается от анархистов типа Ассанжа и Аппельбаума), а исправить ее траекторию. Сноуден с его точки зрения не бросает вызов системе, а пытается ее защитить.
В фильме Сноуден объясняет, что работает в NSA системным администратором. Это важно и буквально и метафорически. Буквально, потому что его место дает ему доступ к информации вне иерархии доступов секретности. Метафорически, потому что все что делает Сноуден можно свести к более широкому пониманию администрирования системы. Теория сложности и синергетика утверждает, что  когда внутри системы растет ошибка и она достигает критического порога, то рождается фактор который должен позволить системе избежать коллапса. По сути это внутренний механизм регуляции,  своего рода система сдержек и противовесов (checks and balances), который позволяет системе себя сбалансировать в случае серьезного отклонения от нормы. Иными словами господин Сноуден,  будучи администратором системы не идет против системы. Он ее защищает. Он и есть система.
Впрочем, больше всего в фильм мне запомнилась деталь другого порядка. Когда Сноуден вводит код для доступа к базе данных, он забирается с головой под гостиничное одеяло. Мне это напомнило любимый мной в детстве рассказ Роберта Шекли «Призрак V», где герои спасаются от кошмарного чудовища спрятавшись под одеялом. «Самая надежная защита: одеяло над головой”, - говорит герой Шекли. Действительно, в сегодняшнем мире одеяло – это пожалуй последнее средство безопасности… особенно если оно пуховое.
Tags: citizenfour, film review, snowden, сноуден
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments