Григорий Асмолов (pustovek) wrote,
Григорий Асмолов
pustovek

Category:

Конференция "Performing porn..." в Лондоне (часть первая).

Untitled
Пару недель назад (12-13 июля) в Лондоне состоялась необычная конференция. Мое внимание она привлекла значительно раньше, когда через различные академические рассылки организаторы предлагали направить им заявки для выступлений. Увы, я не нашел, что подать на подобное мероприятие, однако это точно не было поводом для отказа от посещения конференции. Название конференции - «Демонстрируя порно: когда компьютеры становятся скучными…». Я провел там почти два дня (хотя под конец второго дня сломался, так как конференция продолжалась до 11 вечера, а у меня случилась видимо порно-передозировка). Однако, здесь я постараюсь описать (и показать) ряд интересных моментов исследовательских порно-дебатов. Стоит отметить, что это уважаемое ученое собрание происходило в важное, можно сказать историческое время, для тех кто занимается исследованием порнографии. Буквально два месяца назад, издательство Routledge объявило о начале публикации академического рецензируемого журнала “Porn Studies”, что вызвало в свою очередь бурю протестов. Так что если в мире порно может и скучно, то в мире исследователей порно все обещает быть только интересней…

Untitled
Место проведение конференции – центр альтернативного искусства "Performance Space" оказался бывшим гаражом на одной из окраин Лондона, в непосредственной близости от недавно отстроенного олимпийского центра. Район Hackney Wick больше похож на трущобы Queens, и вряд ли местных жителей можно чем то удивить.

Untitled
Тем не менее расклеенные от метро бумажки с надписью Performing Porn и стрелочками явно привлекали нездоровое внимание случайных утренних прохожих.

Untitled
Указатели вели к тупику, где было несколько гаражей и автостоянок. В этом была безусловно некоторая индустриальная порноромантика. Вспомнилось, что в Москве для различного рода арт-экспозиция популярно использовать бывшие заводы. Пора пустить в ход и гаражи.

Untitled
Сам гараж, то есть простите центр альтернативного искусства,  представлял из себя некое хаотичное пространство, которое вмещало около 40-50 человек. Публика в первый день пришла сильно заранее. Было понятно, что здесь собрались настоящие энтузиасты. Состав публики было тоже весьма характерен. Около трети или даже больше были студенты – магистранты или докторанты, которые так или иначе занимаются исследованием порнографии (или просто сочувствуют). Рядом со мной сидела аспирантка, которой на мероприятие посоветовал приехать ее научный руководитель. «Это совсем не имеет отношения к моему исследованию, но очень интересно», - призналась она позже, наблюдая с горящими глазами за ходом конференции. Еще около трети – представители разных форм альтернативного искусства. И наконец последняя треть, представители порно индустрии, а также просто энтузиасты, которым видимо действительно стало скучно у компьютеров. Впрочем, многие из присутствующих принадлежали сразу к двум, а то и трем группам.

Untitled
Зал конференции был обставлен экспонатами альтернативного порно-искусства. Здесь был и шлем космонавтов, на котором почему то транслировался половой акт, и какие-то примеры порно видео-арта, в туалете же проходил аудио-перформанс на базе записей разговоров с телефонными секс сервисами.

Untitled
Главный организатор конференции Данни Плогер (Daniploeger.org) демонстрировал разработанное им приложение для Андроида, где при помощи игры пальцев можно было постепенно возбуждать находящегося на экране мужчину. По сути , это было своего рода секс-тамагучи.  Плогера пресса называет «Джими Хендриксом сфинктера»… Дело в том что , на ряду со своей преподавательской карьерой в университете Брунеля, Плогер прославился благодаря проекту по визуализации своего рода электрокардиограммы ануса. Специальный сенсор помещался в анус для того чтобы регистрировать активность мышцы сфинктера во время мастурбации и оргазма. Данные сенсоры демонстрировали на экране, а также превращались в разного рода аудио сигналы, в котором некоторые могли услышать музыку.

Untitled
Конференция началась с обсуждения насущных проблем порно-исследований, при участие как исследователей, так и практиков. Участники обсудили является ли критичность мессаджа того или иного порно-арта оправданием для нарушения этических границ, и имеет ли право на существование порно-арт без какой либо социальной или политической критики. Также была затронута проблема преподавания порнографии. Даже если в некоторых университетах появляются подобные курсы или лекции, часто они воспринимаются как своего рода "фрик шоу". что затрудняет серьезное обсуждение. Вопрос в том, как вывести изучение порно за рамки этой ниши.... Среди прозвучавших крылатых выражений мне особенно понравилась идея необходимости «well-lubricated mind».

Untitled
Среди выступающих был и фотограф с севера Англии Ник Килби. Ник решил создать проект на базе критического пересмотра знаменитой Hysterical Literature Клейтона Куббита. Испытать оргазм при чтение перед камерой Ник предлагал всем участницам конференции, а в задней части кухни для этого был приготовлен специальный мини кабинет.

Untitled
Аналитический просмотр "Hysterical literature".

Untitled
Вот как выглядела мастерская мастера. Подписывая специальную форму, героиня проекта могла выбрать хочет ли она получить пленку только для личного пользования, или же видео может демонстрироваться публично. Кроме того, отдельная камера снимала то что происходит под столом. Правда судя по грустному выражению Ника, особенного энтузиазма поучаствовать в его проекте никто не испытывал. На пути обратно, я увидел Ника в метро с огромным чемоданом. Вряд ли окружающие могли подозревать, что в этом чемодане по сути дела своего рода необычная передвижная мастерская художника.

Untitled
Сара Харман, аспирант из Brunel Unievrsity и второй организатор конференции. Ее диссертация посвящена анализу практик женского мазохизма на базе различных вариантов адаптация истории О. Она также входит в редакционный совет Porn Studies. Интересно, что участники часто говорили о том, что им не нравится термин BDSM из за того, что он сильно ограничивает природу понимания альтернативных сексуальных сообществ. Вместо этого, в качестве более точного термина предлагались kink people и kink community.

Untitled
Пожалуй одним из наиболее ярких и интересных в первый день было выступление Heather Pennington, магистрантки из Goldsmiths University.  Ее магистерская диссертация посвящена роли женщины в искусстве “кинбаку” (“японское искусство связывание веревкой”) и анализу дискурса вокруг связывания.

Untitled
Часто разного рода эротические связывания называют  "шибари", однако "шибари" - это просто искусство завязывание узлов, в том числе и на неживых предметах, в то время как "кинбаку" касается только людей и выделяет эстетический элемент связывания. Хизер кратко затронула историю появления кинбаку, начиная с самурайского искусства связывания врагов (ходжоджутцу) и появления клубов в Токио, где Кинбаку демонстрировалось как шоу для посетителей в начале 20-ых годов. Однако, основной тезис лекции, касался роли Интернета в эволюции понимания кинбаку.

IMG_1356
Хизер предлагает критический анализ современного понимания японского искусства связывания.  То что сто лет назад можно было найти только в закрытых клубах Токио, сегодня общедоступно. Сотни блогов рассказывают как правильном связывать, тысячи сайтов публикуют миллионы фотографий и видео. Популяризация, порнографизация и резкий рост внимания к кинбаку привели к искажению понимания эстетической и культурной традиции кинбаку и связанного с ним дискурса. Именно характер этого искажения явлется темой диссертации Хизер. По словам Хизер, японское вписывается в социо-культурный европейский контекст и трансформируется. Имеет место редукция смысла, представление кинбаку через призму типичных для запада половых противопоставлений. Новый фрейминг кинбаку выделяет традиционные западные стереотипы: страдающая женщина и доминирующий мужчина, активный мужчина связывает пассивную женщину, мужчина среднего возраста связывает молодую студентку. Хизер утверждает что в интернете царит фаллосоцентризм.

Untitled
Согласно анализу Хизер, на западных снимках модель должна выглядеть беспомощной и страдающей.А если там неболь, то она должна быть грустной или без лица. Фотографий радостных или счастливых связанных моделей очень мало. "Почему отсутствие удовольствия женщины – более сексуально?" - спрашивала Хизер, "Веревка может приносить радость." (последнее уже звучало как революционный лозунг).
Когда Хизер рассказывала о доминирование дискурса беспомощности, произошло пожалуй одно из кульминационных событий конференции, которое могло случится только на таком мероприятие. В качестве иллюстрации беспомощности магистрантка использовала фотографию, которую Вы видите выше. Неожиданно, из зала раздался женский голос: "Так это же я". Все естественно обернулись. Голос принадлежал участнице конференции, которая как оказалось много лет работала БДСМ моделью (она выступала на следующий день, поэтому подробнее об этом позже). Если бы она не сказала об этом, вряд ли сидящие в зале могли бы узнать свою соседку на снимке.
Лицо Хизер просто засветилось, как только может засветиться лицо исследователя неожиданно встречающего живой объект своего анализа. "Ты можешь нам рассказать как ты делала эту фотографию", - спросила она девушку. "Да конечно", - ответила та, - "Заказчики попросили меня, чтобы было отражено страдание, или, не было видно лица." Хизер торжественно, практические победоносно оглядела зал, и продолжила свое выступление.

IMG_1362
Дальше, дело конечно не обошлось без Фуко и анализа дискурса связывания как социальной конструкции.  Кинбаку исходит из другого нормативной системы и другого понимания сексуальных отношений. В Японии, в отличие от запада, секс не связан с ощущеним греха или чувства вины. Там нет демонизации сексуальности. Для восточной культуры, центральным понятием является стыд, а не грех, поэтому веревка, демонстрация тела - это в первую очередь обострение чувства стыда (но совсем не того "стыда" который якобы должен испытывать главный герой Фасбиндера в одноименном фильме).

IMG_1363
Однако, наиболее глубокий диссонанс в понимание кинбаку между восточным и западным подходом находится в сфере взаимоотношений "связанного" и "связывающего". По словам Хизер, наиболее частая реакция ванильной аудитории на демонстрацию кинбаку - это вопрос "пострадала ли модель". Этот вопрос лежит вообще вне системы координат для кинк-аудитории.
За вопросом о страдания стоит идея о беспомощности модели. Это идея крайне проблематична потому что она исключает участие модели в процессе (agency of model). На самом деле, доминируемая связанная обладает не меньшим влиянием на ситуацию, чем тот кто ее связывает… (в той же степени это может касаться и мужчин). По сути - связывание это своего рода  симбиоз, а не иерархическая форма подчинения. Для любого подобного акта - центральным является процесс переговоров, который гарантирует что все стороны получили от процесса, то чего они хотят.

IMG_1370
Хизер напомнила в этом контексте центральный принцип этики кинк сообществ: SSC – safe sane consensual. Иными словами, зависимость связывающего и связываемого друг от друга взаимны, и их силовые отношение это не обессиливание одной стороны другой, ” то есть “one person taking power from another person”, а эгалитарная интеракция равных, где роль модели не менее значима чем роль того кто ее связывает.

Untitled
Впрочем, как можно было уже догадаться по немного пропагандистской тональности презентации, Хизер не только теоретик, но и практик. Поэтому в качестве завершения своего выступления, а заодно и оправдания названия конференции,  она предложила проиллюстрировать свои тезисы.

Untitled
В центре комнаты появилась партнер Хизер по кинбаку.

Untitled
В действиях Хизер по постепенному "обессиливанию" девушки чувствовалось очень много отточенной церемониальности. Не случайно, что кинбаку, что икибана, что чайная церемония приходят из одной эстетической традиции.

Untitled
Также особенно заметной была интимность взаимоотношений связывающего и связываемого.

Untitled
Подобного рода презентация была явно необычной для академических конференций.

Untitled
Часть кинбаку - это не только связывание тела, но и соотношение тела с пространством.

Untitled
Сплетенье тел связываемого и связывающего действительно в какой то момент начинает производить впечатление единого целого.

Untitled
Ощущение, что вокруг двоих образуется некое иное по своей структуре пространство.

Untitled
Дальше стало понятно, что красный палочки, которыми у Хизер были заколоты волосы, имели двойное предназначение.

Untitled
Когда красная палочка дотронулась до правой ноги девушки - точка соприкосновения по сути стала своего рода эпицентром маленькой вселенной, сформировавшейся в этот момент в комнате.

Untitled
Дайте мне пятку опоры - и я переверну весь мир.

Untitled
Последний аккорд...

Untitled
Процесс развязывания не менее интимен чем процесс связывания.

Untitled
Хэппи энд...

Продожение следует...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments